ДМШ №1
Орловская детская музыкальная школа №1 им. В.С. Калинникова  

Главная Деятельность школы Документы Образовательные программы Приём в школу Новости, объявления, расписание Фото и видео Контакт

Орловская детская музыкальная школа №1 им. В. С. Калинникова – крупнейшее в области муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования, в 2006 году вошедшее в число победителей конкурса на право участия в издательском проекте «Детские школы искусств – достояние Российского государства».

Это также одно из старейших музыкальных учебных заведений страны, отмечающее в 2012 году своё 135-летие. Школа является правопреемницей «музыкальных классов», открытых при Орловском отделении РМО в сентябре 1877 года.

Первыми преподавателями «музыкальных классов» были музыканты, окончившие Московскую и Петербургскую консерватории с дипломами «свободных художников»: А. Ф. Арендс, А. И. Галли, Н. Н. Кедрин. В начале XX века с «музыкальными классами» были также связаны имена музыкантов-профессионалов А. Морозова, В.и Е. Алфёровых, В. Говорова, чешских музыкантов Ф. Зики, Я. Боучека, И. Сыручека, Я. Гержмана. Целенаправленная педагогическая и концертно-просветительская деятельность этих талантливых людей определила роль и место появившегося музыкального образовательного учреждения в культурной жизни Орла.

Вырастив много поколений музыкантов, как любителей, так и профессионалов, школа приобрела в городе авторитет одного из самых престижных учебных заведений сферы художественного образования. Тот, кто хочет дать своим детям серьёзное музыкальное образование, приходит в «школу Калинникова».

На высоту ведущего музыкального учебного заведения, культурно-просветительского и методического центра региона школа поднялась благодаря подвижнической деятельности её руководителей.

Борис Дмитриевич Гладков - педагог и музыкант из орловской династии потомственных баянистов, являвшийся директором школы с 1955 по 1983 годы, сумел сплотить вокруг себя профессионально крепкий коллектив. По инициативе Б. Д. Гладкова и при непосредственном участии исследователя-энтузиаста Е. А. Кубарева в 1966 году в стенах школы был открыт единственный в России музей композитора В. С. Калинникова.

С 1992 по 2009 годы школой руководила Заслуженный работник культуры РФ Людмила Александровна Кочергина. Ученица Б. Д. Гладкова, его духовная наследница, Л. А. Кочергина сумела в сложные для всей России 90-е годы ушедшего столетия создать в школе условия, способствовавшие дальнейшему творческому росту коллектива. И сегодня в нём трудятся одухотворённые её идеями талантливые преподаватели, успешно развивающие традиции классического музыкального образования.

С января 2010 года школа работает под руководством нового директора – известного не только в области, но и далеко за её пределами музыканта-исполнителя Александра Сергеевича Козлова. Смена руководителя не разрушила привычный стиль и уклад жизни коллектива. Активно концертирующий баянист, объездивший в составе трио «Гармония» многие города России и Европы, А. С. Козлов является внучатым наследником традиций «школы Гладкова», так как обучался в своё время у ученика Бориса Дмитриевича – Заслуженного артиста России В. В. Михеичева. В новом для себя статусе директора школы А. С. Козлов так определил миссию вверенного ему учебного заведения:

«Одна из целей школы – заложить основу профессионального обучения, подготовить ребёнка для поступления в музыкальный колледж. Безусловно, не все становятся музыкантами. Наша главная задача – воспитать образованную, интеллектуально грамотную молодёжь. Выпускники музыкальной школы – это интеллигентные, уверенные в себе люди, которые находят своё место в жизни, успешно трудятся, добиваются профессиональных высот, становятся хорошими специалистами. Играть – следовать традициям. Музыке учили всех аристократов. Музыкальные занятия развивают навыки общения, воспитывают упорство, волю и дисциплину, ведь заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Так что правильно поступают родители, которые ведут своего ребёнка в музыкальную школу. Музыка – это воспитание характера и наилучший путь к жизненному успеху».

Сегодня в ДМШ №1 им. В. С. Калинникова по образовательным программам инструментального и вокального исполнительства, ранней профессиональной ориентации, раннего эстетического развития обучается 806 учащихся в возрасте от 4 до 17 лет. Возрастной диапазон воспитанников школы свидетельствует о наличии в ней многоступенчатой системы обучения – от групп раннего эстетического развития для дошкольников до классов ранней профессиональной ориентации для подростков 14-17 лет.

Обучение в школе ведётся на 15 музыкальных инструментах: фортепиано, скрипка, виолончель, флейта, блок-флейта, кларнет, саксофон, труба, ударные, баян, аккордеон, гармонь, домра, балалайка, гитара. С 2002 года поступающие в музыкальную школу могут выбрать также обучение по программам вокального исполнительства в классах академического и эстрадного пения.

Педагогический коллектив Орловской ДМШ №1 имени В. С. Калинникова обладает большим профессиональным опытом, творческой сплочённостью и стабильностью. Многие его члены – бывшие выпускники школы, вернувшиеся после получения профессионального музыкального образования в стены родного учебного заведения уже в качестве дипломированных специалистов. Реализация образовательных программ школы осуществляется совместными усилиями 82 преподавателей и концертмейстеров, из которых 66 имеют высшую и первую квалификационные категории.

Успешность работы учреждения в различных направлениях обеспечивается также умелой организацией образовательного процесса. Нелёгкая миссия организации учебной, методической, концертной и творческой деятельности, а также работы хозяйственных служб школы ложится на плечи заместителей директора. Кропотливо и ответственно трудятся на своих постах Ю.В. Кузовкова – и.о. зам. директора по концертно-творческой работе, И.В. Козлова – зам. директора по учебно-организационной работе, Р.Н. Лаушкина – зам. директора по учебно-методической работе, Ф. В. Бирич – зам. директора по хозяйственно-административной работе.

Музыкальная школа №1 им В. С. Калинникова расположена в культурно-историческом центре города, в районе со сложившейся инфраструктурой. Близость значимых культурных объектов (театров, музеев, библиотек, Областной филармонии, Орловского государственного университета) положительным образом влияет на атмосферу жизни в стенах школы. Со многими из перечисленных учреждений ведётся многолетнее сотрудничество в сфере эстетического и художественного воспитания широких слоёв населения города.

Многие культурно-досуговые мероприятия, планируемые школой, организуются и проводятся в рамках совместных просветительских проектов с Государственным литературным музеем И. С. Тургенева, Детской библиотекой им. И. А. Крылова, Областной библиотекой им. И. А. Бунина, Музеем писателей-орловцев, Музеем Н. А. Лескова, администрацией Заводского района г. Орла и др. учреждениями культуры и образования.

Орловский край – край выдающихся литераторов, родина уникальных в своём роде композиторов Василия и Виктора Калиниковых, обитель творческого вдохновения многих других деятелей отечественной культуры. Планируя работу на каждый предстоящий учебный год, школа обязательно продумывает конкретные мероприятия, направленные на сохранение исторической памяти о замечательных выходцах земли орловской.

Важное место в деятельности школы занимает изучение жизни и пропаганда творчества В. С. Калиникова. Большой масштаб работы в этом направлении был продемонстрирован входе проведённой по инициативе ОДМШ №1 в 2006 году научно-практической конференции «В. С. Калинников и национальные культурно-художественные традиции».

Проблемам музыкального образования Орловского региона была посвящена прошедшая в сентябре 2007 года научно-практическая конференция «Музыкальное образование российской провинции», в организации и проведении которой музыкальная школа приняла также самое непосредственное участие.

Договорами содружества в области эстетического воспитания школьников музыкальная школа связана с общеобразовательными учреждениями города. На базе некоторых из них созданы музыкальные классы: фортепиано - в школах №№ 3; скрипки - в школе №№ 1. В инструментальных классах таких «филиалов» могут заниматься младшие школьники, посещающие группы продлённого дня.

Существующие в школе формы обучения, от игровых коллективных занятий в группах РЭР до индивидуальных уроков на дому для детей-инвалидов, не имеющих возможности передвигаться, предоставляют возможность многим «нестандартным» ученикам успешно вписаться в рамки системы музыкального воспитания, созданной более чем столетней практикой работы учебного заведения.

Совместная работа воспитывает, творчески развивает, дает возможность пережить успех и признание тем, кто в индивидуальной художественной деятельности не смог бы добиться вдохновляющих результатов. Работа детских творческих коллективов школы – ансамбля скрипачей старших классов «Аллегро» (рук. Л. Л. Седойкина, конц. А. С. Колесникова), ансамбля аккордеонистов «Экспромт» (рук. Л. Л. Кушнир), детских вокальных ансамблей «Семицветик», «Новый день», «Ручеёк» (рук. И. К. Хрисаниди), ансамбля трубачей (рук. В. В. Митусов, конц. Э. В. Этнарович), оркестра баянов и аккордеонов, трио баянистов (рук. В. И. Борзенков) и многих других – лучший пример этому.

Анализ успешности реализации предлагаемых школой образовательных программ и их компонентов заставляет учреждение придерживаться в настоящий момент налаженных направлений обучения, хорошо обеспеченных кадрами и материально-техническими составляющими, адаптируя специфику этих направлений к условиям и запросам настоящего времени. С целью оптимизации учебно-воспитательного процесса внедряются инновационные формы и технологии ведения образовательной деятельности.

Но многие методики музыкального обучения, применяемые в школе, ­ достаточно консервативны. Исполнительское ремесло, которым надо овладеть ученику, чтобы стать музыкантом-творцом, - область довольно скучная, если её не наполнить притягательными для ребёнка образами, знакомыми жизненными атрибутами, сказочными героями. Яркость, доступность, увлекательность изложения учебного материала – половина успеха на пути к его усвоению! И этот успех зависит от профессионализма и личностных качеств педагога.

Существующая в школе система планирования и ведения на разных уровнях (от индивидуального до областного) методической работы, а также работы по повышению квалификации работников, успешно обеспечивает качественный рост профессиональных знаний и умений членов педагогического коллектива.

Администрация учреждения со своей стороны использует все свои резервы для финансовой и моральной поддержки лучших преподавателей и учащихся. С 2001 года в школе учреждена стипендия «Надежда школы».

Наряду с большой работой по совершенствованию образовательной деятельности, в школе многое делается для развития и укрепления материально-технической базы.

Внутреннее пространство школы постоянно обновляется в соответствии с требованиями современного дизайна. Это положительно влияет на атмосферу, царящую в учебном заведении. Дети и родители с удовольствием приходят в школу, отмечая её уют и привлекательное эстетическое оформление.

Л. И. Кусова, Заслуженный работник культуры РФ, преподаватель Орловского музыкального колледжа: «Для меня это одно из уникальных детских музыкальных учреждений в России, и не только потому, что оно старейшее. Переступая порог этого храма, ребёнок с первых шагов попадает в обстановку добра, любви к прекрасному, созидания! А какая огромная музыкально-просветительская работа проводится школой ежегодно! Всё это, плюс географическое положение - центральная часть города, уютный скверик с памятником В. С. Калинникову - даёт основание считать ДМШ №1 оазисом духовной культуры русской провинции».

Материально-техническое оснащение

Два здания, являющихся памятниками архитектуры, но при этом оснащены всеми современными коммуникациями, общей площадью 1548,3 кв. м открывают двери в мир музыки для детей всех возрастов.

В школе 35 учебных классов для индивидуального обучения учащихся оснащенных современной мебелью и высокого уровня музыкальными инструментами, и 5 кабинетов для проведения теоретических групповых занятий. Для более успешного освоения музыкального искусства в школе располагается библиотека, фонд которой составляет более 59 тысяч единиц нотной литературы.

Школа регулярно проводит концерты, в которых участвуют учащиеся и педагоги школы, а также именитые гости и выпускники. Для их проведения имеется большой концертный зал (131,9 кв.м.) на 160 посадочных мест и малый зал (75,1 кв.м). В большом зале установлены удобные мягкие кресла, на сцене два концертных рояля, архитектура и оформление зала способствует хорошему настроению, имеется современная акустическая аппаратура, которой умело, управляют опытные звукорежиссеры.

Учащиеся школы принимают участие в конкурсах и концертах. Школа располагает большим количеством костюмов для создания театрального образа выступающих.

Преподаватели школы уделяют много внимания личностному развитию своих учеников, для этого проводится много различных не профильных конкурсов и все участники поощряются ценными призами.

В школе работает единственный в нашей стране музей композитора, нашего земляка, В.С. Калинникова, в его экспозиции представлены исторические экспонаты и личные вещи.

Богатая история школы дала возможность организовать музей – в нем собраны экспонаты, говорящие о создании школы. О ее прошлом и настоящим. Двери музея открыты для всех желающих.

Школа также заботится о безопасности своих учеников и сотрудников, все коридоры школы оснащены видеонаблюдением и современной системой пожарной сигнализации и пожаротушения.

Для удобства учеников и гостей в школе работает гардероб, а так же организована зона отдыха, в которой располагаются удобные стулья и телевизор.

Уютную атмосферу нашей школы дополняет множество живых цветов и архитектурных композиций.