ДМШ №1
Образовательные программы  

Главная Деятельность школы Документы Образовательные программы Приём в школу Новости, объявления, расписание Фото и видео Контакт
На главную

Образовательная программа школы (титульный лист с печатью, полностью)

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Основы музыкальной культуры" (СКАЧАТЬ)

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Раннее эстетическое развитие детей и подготовка к обучению в музыкальной школе" (СКАЧАТЬ)

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» (титульный лист с печатью, полностью)

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» (титульный лист с печатью, полностью)

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Струнные инструменты" (скрипка, виолончель, альт) (титульный лист с печатью, полностью)

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Фортепиано" (титульный лист с печатью, полностью)

Учебные планы.


Учебный план по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе в области музыкального искусства (4 года) (СКАЧАТЬ), (ПЕЧАТЬ)

Учебный план по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе в области музыкального искусства (3 года) (СКАЧАТЬ), (ПЕЧАТЬ)

Рабочие учебные планы программ дополнительного образования детей художественной направленности, реализуемых в 2016-2017 учебном году (СКАЧАТЬ), (ПЕЧАТЬ, ПЕЧАТЬ, ПЕЧАТЬ, ПЕЧАТЬ, ПЕЧАТЬ)

Рабочий учебный план образовательной программы в области музыкального искусства (платные образовательные услуги) (СКАЧАТЬ)

Учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» (срок обучения – 8 лет,5 лет) (СКАЧАТЬ), (ПЕЧАТЬ, ПЕЧАТЬ)

Учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» (срок обучения – 8 лет, 5 лет) (СКАЧАТЬ), (ПЕЧАТЬ, ПЕЧАТЬ)

Учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты» (срок обучения – 8 лет) (СКАЧАТЬ), (ПЕЧАТЬ)

Учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано» (срок обучения – 8 лет) (СКАЧАТЬ), (ПЕЧАТЬ)

Учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение» (срок обучения – 8 лет) (СКАЧАТЬ), (ПЕЧАТЬ)

Графики образовательного процесса на 2016-2017 учебный год.


Образовательная программа «Основы музыкальной культуры», срок обучения – 4 года (СКАЧАТЬ)

Образовательная программа «Основы музыкальной культуры», срок обучения – 3 года (СКАЧАТЬ)

Образовательная программа «Раннее эстетическое развитие детей», 1 и 2 годы обучения (СКАЧАТЬ)

Образовательная программа «Раннее эстетическое развитие детей», подготовительная группа, 3 год обучения (СКАЧАТЬ)

Образовательные программы ранней профессиональной ориентации, срок обучения – 1 год (СКАЧАТЬ)

Образовательные программы «Инструментальное исполнительство», «Вокальное исполнительство», срок обучения – 5 лет (СКАЧАТЬ)

Образовательные программы «Инструментальное, вокальное исполнительство», срок обучения – 7 лет (СКАЧАТЬ)

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты», срок обучения – 5 лет (СКАЧАТЬ)

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты», срок обучения – 8 лет (СКАЧАТЬ)

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты», срок обучения – 5 лет (СКАЧАТЬ)

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты», срок обучения – 8 лет (СКАЧАТЬ)

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты», срок обучения – 8 лет (СКАЧАТЬ)

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», срок обучения – 8 лет (СКАЧАТЬ)

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение», срок обучения – 8 лет (СКАЧАТЬ)

Образовательные программы, реализуемые Орловской ДМШ №1 им. В.С.Калинникова.


Поставленная перед ДМШ задача организации образовательного процесса по принципам комплексности и целостности, преемственности и вариативности может быть успешно решена посредством реализации образовательных программ разносторонней направленности для различных ступеней и уровней обучения.

В соответствии с лицензией на право образовательной деятельности школой реализуются 5 образовательных программ:

1) инструментальное исполнительство (5,7 лет обучения)

2) вокальное исполнительство (5 лет обучения)

3) ранняя профессиональная ориентация (1 год обучения)

4) раннее эстетическое развитие (до 3х лет обучения)

Инструментом реализации образовательных программ являются учебные планы.

РАБОЧИЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.

Изменившиеся условия деятельности образовательных учреждений в области искусства диктуют особые требования к учебному плану. Структура и содержание учебных планов должны быть ориентированы на выявление и реализацию способностей ребенка на всех этапах его обучения. Внедрение в практику учреждения учебных планов нового поколения, учитывающих современные требования, необходимо и своевременно. Они создают наиболее благоприятные условия организации учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп учащихся, а также решения задач индивидуального подхода к обучению, что позволяет более точно определить перспективы развития каждого ребенка.

Образовательные программы, реализуемые музыкальной школой, разделяются по срокам обучения на 7-летние и 5-летние (инструментального и вокального исполнительства), 1-3-х летние (раннего эстетического развития) и 1-годичные (ранней профессиональной ориентации и совершенствования исполнительского мастерства). Переход на обучение по1-годичной образовательной программе ранней профессиональной ориентации и совершенствования исполнительского мастерства учащихся возможен после освоения ими 7-летней или 5-летней программ обучения.

Комплекс предметов и объем часов в учебных планах определяют полноту и интенсивность образовательного курса, обеспечивают наиболее полное раскрытие способностей учащихся, формирование у них необходимого комплекса знаний, умений и навыков.

Введение в учебный план школы таких предметов как «Музицирование», «Слушание музыки», предметов по выбору «Ритмика», «Подбор по слуху и импровизация», «Сольное пение», «Вокальный ансамбль», «Другой музыкальный инструмент», «Компьютерные технологии» и др. способствует разностороннему и гармоничному развитию музыкальных способностей учащихся.

«Музицирование» развивает практические навыки обучающихся.

«Слушание музыки» позволяет более эффективно развивать музыкальное мышление учеников на начальном этапе обучения.

Предметы по выбору - «Ритмика», «Импровизация и подбор по слуху», Аккомпанемент», «Другой музыкальный инструмент», «Сольное пение», «Сочинение», «Индивидуальное сольфеджио», «Компьютерные технологии - дают возможность расширить круг музыкальных интересов детей; входящие в рамки предмета дисциплины дополняют курсы основных учебных программ.

Учебный план образовательной программы ранней профессиональной ориентации и совершенствования исполнительского мастерства учащихся предусматривает увеличение часов на профессионально ориентирующие предметы – «Музыкальный предмет», «Сольфеджио», «Музыкальная литература». В план этой образовательной программы вводится важный для будущих профессионалов предмет «Элементарная теория музыки».

Программа раннего эстетического развития построена на комплексе дисциплин, осваиваемых в игровых формах: «Музыкальная азбука», «Ритмика», «Хор». Учебным планом на них, как и на предметы по выбору – «ИЗО», «Иностранный язык», «Сценический букварь» отведено по 1 академическому часу в неделю (академический час здесь равен 30 минутам).

Учебные планы осуществляются посредством освоения учебных программ по предметам.


УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТАМ.

Все учащиеся школы, наряду с освоением учебных программ сольного инструментального и вокального исполнительства («Музыкальный инструмент», «Сольное пение»), осваивают программы по предметам музыкально-теоретического цикла («Сольфеджио», «Ритмика», «Слушание музыки», «Музыкальная литература»), а также программы по коллективным видам музицирования («Хор», «Оркестр», «Ансамбль инструментов», «Вокальный ансамбль»). Ряд программ осваивается учащимися в рамках предмета по выбору («Сольное пение», «Аккомпанемент», «Импровизация и подбор по слуху», «Фортепианный ансамбль», «Сочинение», «Другой музыкальный инструмент»).

Программы исполнительской направленности («Музыкальный инструмент», «Ансамбль», «Аккомпанемент», «Сольное пение») нацелены на воспитание навыков игры «соло» или в ансамбле, достаточных для любительского музицирования, а также – необходимых для продолжения профессионального образования в средних специальных учебных заведениях.

Репертуарные списки учебных программ исполнительской направленности содержат произведения как самые простые, так и повышенной сложности – для одного и того же класса, и даже – в пределах одного уровня. Однако весь спектр жанрово-стилистических явлений оказывается включенным в программу обучения как «продвинутых» в профессиональном отношении, так и ограниченных в своих возможностях учащихся. Многовариантность репертуарных списков, предлагаемых в программах по предмету «Музыкальный инструмент», дает возможность выбора посильных для исполнения произведений разного уровня сложности, не исключая при этом знакомства каждого ученика со многими стилями, жанрами, художественными направлениями, а также – с различными формами музицирования (ансамбль, аккомпанемент, чтение с листа, подбор по слуху, азы импровизации, элементы композиции).

Программы по предметам музыкально-теоретического цикла («Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Ритмика», «Слушание музыки») обеспечивают необходимую теоретическую базу для успешного освоения игры на каком либо инструменте, а также развивают музыкальное мышление, эрудицию, представления о закономерностях развития музыкальной идеи, знакомят с возможными формами ее воплощения.

Предмет «Сольфеджио» развивает слуховое представление учащихся, навыки точного интонирования, знакомит с музыкальной теорией.

Предмет «Ритмика», изучаемый параллельно с сольфеджио и дополняющий его курс, дает возможность освоения многих элементов музыкальной теории на практике – через движение. Эта дисциплина развивает также координацию движений и пробуждает музыкальные эмоции, которые должны быть выражены через пластику рук и тела. Все это формирует артистичную манеру поведения на сцене и за инструментом, облегчает процесс приспособления к инструменту.

Предметы «Слушание музыки» и «Музыкальная литература» учат анализировать услышанное, прививают музыкальный вкус и формируют критерии и оценки музыкальных явлений. Кроме этого, на этих дисциплинах воспитываются: имение ясно излагать свои мысли, свободно пользоваться всем словарным арсеналом литературного русского языка. При анализе произведений учащиеся имеют возможность высказать свое индивидуальное отношение к автору и содержанию произведения, проявляя тем самым активную личностную позицию.

Предметы сферы коллективного музицирования («Оркестр», «Хор», «Инструментальный ансамбль», «Вокальный ансамбль») учат подчинять индивидуальное творческое «Я» коллективной творческой воле, воспитывают ответственность, внимание, учат слышать каждый элемент сложной оркестровой или ансамблевой фактуры как составную часть единого целого.

Предметы по выбору («Сольное пение», «Аккомпанемент», «Импровизация и подбор по слуху», «Фортепианный ансамбль», «Сочинение», «Другой музыкальный инструмент») призваны обеспечить вариативный и индивидуальный подходы к обучению. Предлагаемые дисциплины дают возможность расширить круг интересов и музыкальный кругозор ученика – реализовать яркие творческие способности, лежащие вне сферы основных предметов.

Программы раннего эстетического развития («Игровое сольфеджио», «Ритмика», «Хор» - обязательные предметы; «Музыкальный инструмент», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство» - предметы по выбору) призваны создавать предпосылки и благоприятный эмоциональный фон для проявления художественных способностей ребенка, предопределять выбор того или иного вида художественной деятельности в будущем.

Учебные программы ранней профессиональной ориентации призваны воспитывать у обучающихся исполнительские навыки и музыкальное мышление высокого уровня, требуемого для спешной профессиональной деятельности














СТУПЕНИ И УРОВНИ ОБУЧЕНИЯ В ДМШ №1 ИМ. В.С. КАЛИННИКОВА

Наличие в школе 3х ступенчатой системы обучения обеспечивает «сквозное» решение педагогических задач. Каждая из ступеней выполняет свою функцию.

I ступень – раннее эстетическое развитие – формирует предпосылки для развития творческих способностей детей в художественной сфере. Комплекс дисциплин, предлагаемых на этой ступени («Ритмика», «Игровое сольфеджио», «Хор» - как обязательные предметы; «Изобразительное искусство», «Музыкальный инструмент», «Иностранный язык» - как предметы по выбору), обеспечивает гармоничное воспитание дошкольников в возрасте от 3 до 6 лет. Полный курс обучения на I ступени – 3 года.

II ступень – общее музыкальное образование – развивает на основе сформировавшихся предпосылок непосредственно музыкальные способности детей. Здесь приобретаются знания в области теории музыки, формируются исполнительские навыки, воспитывается музыкальная эрудиция. Основной задачей этой ступени обучения является вовлечение учащихся в процесс художественного творчества, приносящий радость общения с прекрасным и ощущение собственной значимости. На этой же ступени закладывается фундамент профессионального мастерства.

III ступень – допрофессиональная подготовка для продолжающих музыкальное образование. На этом этапе формируются мировоззренческие взгляды учащихся, критерии оценки художественных явлений, вкусы и привязанности в сфере музыки; накапливаются технические возможности для исполнения на инструменте или голосом достаточно сложных и серьезных произведений мировой музыкальной классики, а также лучших образцов джазовой и эстрадной музыки.

К окончанию музыкальной школы ученик должен уметь:

1. Самостоятельно разбирать и выучивать доступный по трудности репертуар.

2. Определять в общих чертах музыкальную форму произведений.

3. Переводить наиболее часто встречающиеся итальянские музыкальные термины.

4. Ориентироваться в стилевой и жанровой принадлежности произведений.

5. Словесно характеризовать исполняемые произведения, используя знания, полученные не только в инструментальном классе, но и на музыкально- теоретических предметах.

6. Осознанно интерпретировать музыку, находить нужные варианты работы над трудностями исполнения.

7. Самостоятельно подбирать запомнившиеся мелодии.

8. Исполнять выученные произведения с достаточным артистизмом и техническим совершенством.

Для поступающих в средние специальные учебные заведения обучение на III ступени – ответственный и напряженный период, во время которого должно идти интенсивное развитие технических возможностей и формирование зрелого музыкального мышления.


УРОВНИ ОБУЧЕНИЯ В ДМШ №1 ИМ. В.С. КАЛИННИКОВА.

Обучение в музыкальной школе призвано дать каждому учащемуся без исключения общее музыкальное образование. Но в силу различия способностей и возможностей обучающихся - уровни и цели их обучения будут разными. При этом весь контингент учащихся можно условно разделить на тех, кто:

1. Получив общее музыкальное образование, приобретет лишь элементарные навыки владения музыкальным инструментом и музыкально- теоретические знания.

2. В рамках общего музыкального образования освоит игру на музыкальном инструменте достаточно основательно, но останется при этом лишь хорошо подготовленным музыкантом – любителем.

3. Продолжит в будущем профессиональное музыкальное образование в средних специальных и высших учебных заведениях.

Обозначенные уровни освоения знаний и навыков могут быть лишь приблизительными ориентирами в процессе обучения ребенка в музыкальной школе (как для учителя, так и для самого ученика и его родителей).

В образовательных программах разных уровней не существует существенных различий в содержании требований к тем, кто занимается музыкой лишь «для себя» и к тем, кто собирается заниматься ею в будущем профессионально. Варьируются лишь объем проходимого материала и степень его сложности при сохранении структуры и широты охвата явлений.

Законы музыкального искусства постигаются всеми учениками ДМШ №1 по единым планам и программам, но с учетом индивидуальных возможностей каждого.

Все учащиеся школы осваивают как программы инструментального исполнительства («Музыкальный инструмент»), так и программы по предметам музыкально-теоретического цикла («Сольфеджио», «Слушание музыки», «Ритмика», «Музыкальная литература»), а также – программы по коллективным видам музицирования («Хор», «Оркестр», «Ансамбль инструментов», «Вокальный ансамбль»). Ряд программ осваивается учащимися в рамках «предмета по выбору» («Сольное пение», «Аккомпанемент», «Сочинение», «Фортепианный ансамбль», «Другой музыкальный инструмент» - фортепиано, гитара, баян, аккордеон, домра, балалайка).

Репертуарные списки программ инструментального исполнительства содержат произведения как самые простые, так и повышенной сложности.

Весь спектр жанрово-стилистических явлений оказывается включенным в программу обучения как «продвинутых» в профессиональном отношении, так и ограниченных в своих возможностях учащихся.



ТВОРЧЕСКАЯ ПРАКТИКА УЧАЩИХСЯ.

Кроме освоения учебных программ по различным предметам образовательная программа школы предполагает творческую практику учащихся.

Базой для такой практики являются регулярно проводимые в большом зале школы концерты Детской филармонии, тематические музыкальные вечера (часто – с приглашением коллег и учащихся из других образовательных учреждений г. Орла; на такие мероприятия также приглашается общественность города).

В школе также проводятся различные музыкальные праздники и концерты, приуроченные к памятным датам, на которых выступают как самые маленькие ученики школы, так и те, кто имеет уже солидный сценический опыт.

Творческая практика учащихся реализуется также на уровне классных концертов для родителей, а также – в рамках культурно-просветительских мероприятий по планам содружества с общеобразовательными школами, детскими садами, музеями, библиотеками г. Орла.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНАХ И АКАДЕМИЧЕСКИХ КОНЦЕРТАХ.


Оценка (5+) ставится за неординарно яркое, артистичное, технически совершенное исполнение программы, сложность которой превышает требования программы ДМШ. В интерпретации произведений должны присутствовать высокая стилистическая культура и творческая индивидуальность исполнителя.

Оценка (5) ставится за артистичное, технически качественное, продуманное и прослушанное исполнение программы, соответствующей требованиям III и II уровней обучения. В интерпретации произведений должны присутствовать стилистическая культура и культура владения инструментом, ясное понимание художественного замысла композитора.

Оценка (5-) ставится за артистичное, стилистически грамотное и прослушанное исполнение программы с незначительными погрешностями технического характера (связанными с волнением или природным несовершенством игрового аппарата). В интерпретации произведений допускаются недочёты, не нарушающие в целом основной художественной идеи. Учащийся должен продемонстрировать достаточно высокую звуковую культуру и индивидуальное отношение к исполняемой музыке.

Оценка (4+) ставится за качественное, стабильное музыкальное исполнение программы, не отличающейся технической сложностью, но привлекающей продуманной сбалансированностью и стилистическим разнообразием произведений, а также – заинтересованным отношением к их исполнению. Оценка (4+) может быть поставлена за достаточно техничное и музыкальное исполнение сложной программы, при наличии моментов звуковой и технической неаккуратности, а также – погрешностей стилистического характера (метроритмической неустойчивости).

Оценка (4) ставится за уверенное, осмысленное, достаточно качественное исполнение программы умеренной сложности, в котором более очевидна грамотная и профессиональная работа преподавателя, нежели самого ученика. Сложность программы II-III уровень. Оценка 6 баллов может быть также поставлена за исполнение достаточно сложной программы, если в исполнении присутствовали техническая неряшливость и недостатки в культуре обращения с инструментом при наличии в целом ясного понимания содержания исполняемых произведений.

Оценка (4-) ставится за ограниченное в музыкальном отношении исполнение программы, в целом соответствующей программным требованиям I-II уровней обучения. Оценкой 5 баллов может быть оценено выступление, в котором отсутствовала исполнительская инициатива при наличии достаточной стабильности игры и наоборот. Несмотря на допущенные погрешности, учащийся всё-таки должен проявить в целом понимание поставленных перед ним задач, как художественного, так и технического плана, владение основными исполнительскими навыками.

Оценка (3+) ставится за технически некачественную игру без проявления исполнительской инициативы при условии исполнения произведений, соответствующих программе класса. Оценкой 4 балла может быть оценена игра, в которой отсутствует стабильность исполнения, но просматривается какая-то исполнительская инициатива, выстроенность формы; оценка 4 балла может быть также поставлена за ограниченную в техническом и художественном отношении игру при наличии стабильности.

Оценка (3) ставится в случае исполнения учеником программы заниженной сложности без музыкальной инициативы и должного исполнительского качества; также оценкой 3 балла оценивается достаточно музыкальная и грамотная игра с остановками и многочисленными исправлениями при условии соответствия произведений уровню выпускного класса.

Оценка (3-) ставится в случае существенной недоученности программы (вследствие незаинтересованного отношения ученика к занятиям), исполнения не всех требуемых произведений; оценкой 2 балла может быть оценена игра ученика с крайне неряшливым отношением к тексту исполняемых произведений, а также – технически несостоятельная игра.

Оценка (2) ставится в случае фрагментарного исполнения произведений программы на крайне низком техническом и художественном уровне; также – в случае отказа выступать на экзамене по причине невыученности программы.